30 августа 2016. Aroue-Ithorots-Olhaiby (Ару-Иторо-Олаиби) — Uhart-Mixe (Уар-Микс) — St. Jean-Pied-de-Port (Сен-Жан-Пье-де-Пор), 28 км

После вчерашнего замечательного обильного ужина пришлось встать пораньше, чтобы этот самый ужин доесть, превратив в завтрак. А потом пошли так, как посоветовала Паскаль. Оказалось, что это тоже какой-то маршрут, только маркировка тут желтая. Очень скоро увидели и «нашу» маркировку — тропы соединились. На маркировочных столбиках было написано, что до часовни chapelle d'Olhaiby идти 15 минут, потом следующий столбик сообщал, что осталось 2 минуты ходу. Но каким-то образом мы не заметили крутого поворота к этой часовне и прошли мимо. Дорога очень холмистая, то вверх, то вниз. Широкие поля, небольшие деревеньки. Но вот за деревнями виднеется трехэтажное строение, это феодальный замок le château d'Uhart-Mixe, памятник истории. На двери дата 1518. Потом замок достраивался и перестраивался в XVIII и XIX веках. В этом местечке Уар-Микс еще и красивая церковь l'église Saint-Pierre.

Страна басковL'église Saint-Pierre

Страна басков и церковь L'église Saint-Pierre

Последние километры до Сен-Жан-Пье-де-Порa мы подъехали на автобусе. Название города Сен-Жан-Пье-де-Пор можно перевести как «ворота святого Иоанна у подножья гор». Мы поднялись к цитадели и через ворота porte St. Jacques, который построены в XV веке и теперь занесены в список ЮНЕСКО, пошли прямо к рефьюжу. Хозяйка рефьюжа нас узнала  и устроила на нижних кроватях, видно, исхудали мы изрядно за три недели пути. Потом пошли в офис Друзей Камино Сантьяго «Les Amis du Chemin de Saint-Jacques» (улица Citadelle, 39). За сотни километров от Сен-Жан-Пье-де-Пора мы уже ощущали заботу этого общества. По дороге кроме обычной красно-белой маркировки и маркировки ракушками стоят столбики с информацией о предстоящем участке пути. На пустовавших ранее небольших участках земли вдоль тропы высажены деревья, часто это яблони, сливы, груши или персики, скоро они подрастут и дадут густую тень, а тех, кто пойдет осенью, еще и угостят! Спасибо вам, Друзья! И всегда во всём вам Buen Camino! Народу около офиса было очень много, очередь начиналась на улице. Волонтеры, выдающие крединсиале и подробную документацию, сидели за всеми столами. Как идти завтрашний участок пути, описание всех пунктов по пути, где можно набрать воды и где перекусить — вся эта информация не только устно доводилась до каждого пилигрима, но была и на вручаемых листках со схемой (кстати, напечатанных на разных языках), чтобы эту информацию не забыть и в пути с тропы не сбиться. В потолок вделан крюк — взвесьте свой рюкзак и не тащите лишнего! Не больше 10 % от своего веса! Ведь для многих Сан-Жан-Пье-де-Пор — это начало их первого Camino, и такая забота и предусмотрительность Друзей Камино Сантьяго совсем не лишняя. Да и сам этап Сан-Жан-Пье-де-Пор — Ронсесвальес протяженностью 27,1 км, переход через Пиренеи через четыре перевала (если идти по дороге Наполеона), довольно непростой, а если не повезет с погодой, то может случиться всякое. Мы тоже получили документацию, оформили крединциале и решили завтра идти по дороге Наполеона, ведь он выбрал этот путь по тропам пастухов, чтобы избежать неудачи, которая подстерегала тут  Карла Великого. Потом немного погуляли по городу, по его старой части, по главной улице Цитадели, на которой дома XVI века сложены из розово-серого песчаника и их окна украшены цветами. В Епископальной  тюрьме постройки 1584 года теперь находится небольшой музей. Спустились к реке Nive к готической церкви Notre-Dame-du Bout du Pont XIV века, вспоминая, как и мы, начинающие пилигримы, уходили отсюда в свой первый Camino.

Подходит к концу наш путь по Via Podiensis. Летом 2015 года начали идти из Le Puy-en-Velay, а сегодня завершаем. Два года паломничества по Франции оказались непростым испытанием для двух пожилых людей, не знающих французского языка. Но на Via Podiensis нам встретились десятки хороших и заботливых людей, которые изо дня в день реально помогали нам. Мы выражаем огромную благодарность всем им:

мэриям и руководству городков и деревенек, друзьям Camino и всем добрым людям, которые создали на пути  уютные места для незамысловатого отдыха пилигримов, отмаркировали дороги и тропы, снабдили их указателями и информацией, поддерживают их в «рабочем» состоянии;

оспитальеро больших и маленьких gîtes, refuges, communautés religieuses, которые давали нам «стол и дом»;

волонтерам на Via Podiensis, которые радостно встречали нас, обнимали и просто пожимали нам руки;

милым работницам из офисов туризма, снабжавшим нас разными информационными материалами и быстро решавшим наши проблемы с бронированием мест для ночлега;
всем нашим  друзьям попутчикам-пилигримам, память о которых мы бережно храним в душе и на фотографиях;

всей семье Ligeour Jean, Christine, Eric и Viktoryia за неугасимую заинтересованность в наших паломничествах и постоянную поддержку.

Ultreïa! Ultreïa! Buen Camino!